ДООП_Детский фитнес_3-5 лет_2023

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Спортивная школа» №25

ПРИНЯТА:
решением педагогического совета
МАОУ ДО «СШ» №25
Протокол № 5
от «25» мая 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ ДО «СШ» №25
___________О.С. Хлюпин
Приказ № 64 от «25» мая 2023г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
физкультурно-спортивной направленности

«Детский фитнес»

Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-состовитель:
Хмельницкая Н.Г.– тренер-преподаватель

Артемовский, 2023г.
1

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский
фитнес» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных систем
дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
2

Фитнес — один из самых молодых видов физкультурно-спортивной деятельности
взрослых и детей, быстро завоевавший популярность во всем мире. Своеобразие его
определяется органическим соединением спорта и искусства, единством движения и
музыки. Благодаря доступности занятия фитнесом стали эффективным средством
пропаганды здорового образа жизни, приучать к которому детей нужно с раннего
возраста.
Программа «Детский фитнес» систематизирует и обобщает педагогический опыт
различных фитнес-направлений: степ - аэробики, фитбол-гимнастики, ритмической
гимнастики.
Проведение занятий в группах детского фитнеса заключается в разностороннем
воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую, дыхательную и
нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным
сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической
гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые
отвечают возрастным особенностям дошкольников.
Работа по программе «Детский фитнес» проводится на основе методических
разработок по детскому фитнесу, которые составлены на весь учебный год по принципу
«от простого к сложному» с применением технологий В.Г. Алямовской, Л.И.
Пензулаевой, Ж.Е. Фирилевой, а также технологий, разработанных Академией детского
фитнеса (Москва, 2006г).
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Детский фитнес»
состоит в решении проблемы более качественного физического развития детей
посредством фитнеса, ее реализация восполняет недостаток двигательной активности,
имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой. Систематические занятия
фитнесом способствуют развитию у учащихся: силы, быстроты, выносливости,
решительности, чувства коллективизма, а также улучшают деятельность центральной
нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной системы и др., что плодотворно
сказывается на здоровье занимающихся.
В основу программы положены нормативные требования по физической и
технической подготовке, данные научных исследований и спортивной практики, опыт
педагогов физической культуры и спорта. Данная программа направлена не только на
укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребенка, но и
развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой, создает
условия для развития у детей мотивации к двигательной активности и совершенствованию
физических показателей, а также развитие качеств личности, необходимых для общения в
группе (общительности, эмоциональной устойчивости, самостоятельности, смелости,
уверенности в себе, высокого самоконтроля, адекватной самооценки), на формирование
позитивных норм поведения и основ коммуникативной культуры.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
является наиболее актуальной, так как она составлена с учетом возрастных особенностей
физического развития детей младшего возраста, адаптирована для реализации в условиях
учреждений
дополнительного
образования.
Обучение
по
дополнительной
общеразвивающей программе «Детский фитнес» способствует решению вышесказанных

3

проблем, позволяет сохранять и укреплять здоровье детей, повысить их эмоциональный
уровень.
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям
данным видом спорта. Наполняемость групп составляет 15 человек.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Один академический час равен 25 минутам.
Объем программы 72 часа.
Срок освоения. Программа рассчитана на 1 год.
Особенности организации образовательного процесса.
Содержание программы учитывает особенности подготовки обучающихся, в том
числе:
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для
того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения
оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:
Тематическая
Индивидуальная
Круговая тренировка
Подвижные игры
Логоритмика
Интегрированная деятельность
Сюрпризные моменты
Планируемые результаты
Целенаправленная работа позволит достичь следующих результатов:
У детей сформирована правильная осанка;
Развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;
Сформирован интерес к собственным достижениям;
Сформирована мотивация здорового образа жизни
Выполнять связки ОРУ под музыку без предметов и с предметами (гимнастические
палки, ленты, обручи, мячи, скакалки, гантели);
игрового стретчинга, суставной гимнастики, приемов самомассажа (поглаживание и
разминание).
Данная программа имеет один уровень подготовки:
ознакомительный (учебный процесс носит игровой характер и строится по типу общей
подготовки. Основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной
подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых элементов фитнесаэробики, а также знакомству с историей развития фитнеса в России и за рубежом,
понятием физической культуры и ее составляющей).
Психофизиологические особенности учащихся, определяющие выбор
программы:
Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений. Исчезает
неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими
партнерами в подвижных играх. Их грубая и тонкая моторика совершенствуется.
Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела
взрослого человека. Центр тяжести смещается вниз, как и положено.
Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков
больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Кстати, количество жировой ткани
трехлетнего ребенка такое же, как и у взрослого человека. Увеличение жировой массы
4

происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. Поэтому в
раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой
потенциал.
Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной
системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны
присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и
минералов.
Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются,
приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
Cовершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток,
усложняется и расширяется количество связей между ними.
К пяти годам вес мозга ребенка составляет 90 % веса мозга взрослого человека.
Установлено, что связи между правым и левым полушариями у детей до двух лет
недостаточно сформированы. Однако после двух лет они начинают интенсивно
налаживаться.
Три года. Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и
замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать
равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном
велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться,
умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на
липучках). В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью
может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У
него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться
ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой
помощи (просто мастер на все руки ).
Четыре года. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и
скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует
бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке.
Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки. В этом
возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако
практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.
Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки,
которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для
деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с
небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на
двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах,
прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает
простые танцевальные движения.
Перечень форм обучения: групповая с организацией индивидуальных форм
работы внутри группы, в парах, подгрупповая. Форма обучения очная, с возможностью
обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения.
Перечень видов занятий: беседа, занятие-игра, открытое занятие, практическое
занятие, соревнование, турнир, фестиваль, чемпионат, эстафета.
Методы обучения:
- в основе которых лежит способ организации занятия - словесные (беседа,
объяснение), наглядные (показ педагогом элементов, приемов и способов их выполнения,
наблюдение, работа по образцу), практические (тренинг, тренировочные упражнения);
5

- методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей –
объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные,
частично-поисковые,
исследовательские;
Перечень форм подведения итогов реализации программы:
- беседа;
- мастер – класс;
- открытые занятия;
- соревнования, конкурсы, фестивали и акции различного уровня (районный,
городской, областной, региональный, всероссийский, международный).
2.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование физической культуры личности в процессе
всестороннего развития физических качеств учащихся, подготовка к физическим
нагрузкам в школе посредством детского фитнеса.
Задачи:
Обучающие:
- формирование стойкого интереса и развитие мотивации к занятиям детским фитнесом;
- обучение технике базовых шагов аэробики, элементам хореографии, подвижным играм и
стретчингу;
- формирование необходимых знаний в области фитнеса;
- формирование устойчивых мотивов, развитие и реализация индивидуальных
способностей;
- формирование понятий о физическом здоровье.
Развивающие:
- развитие правильной осанки, гибкости, пластичности тела, физической силы,
выносливости, координации;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие внимания, мышления, памяти и эстетического вкуса;
- развитие положительного эмоционального отклика на занятия детским фитнесом;
- формирование музыкально - двигательных умений и навыков.
Воспитательные:
- развитие таких личностных качеств, как взаимовыручка, ответственность, трудолюбие,
дисциплинированность, целеустремленность;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- воспитание нравственных и волевых качеств (решимость, смелость, чувство
коллективизма, взаимовыручка).
2.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1-й год обучения(ознакомительный уровень)
№
п/п

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Подвижные игры

8

1

7

Формы
аттестации/контроля

Педагогическое
6

наблюдение
3.

Игровой стрейчинг

8

1

7

Контрольное
тестирование по ОФП;
медицинский контроль

4.

Общая физическая подготовка

8

1

7

Контрольное
тестирование по СФП

5.

Игорогимнастика

8

1

7

Педагогическое
наблюдение

6.

Танцевальная аэробика

8

1

7

Тестирование по
определению уровня
сформированности
знаний по теории
программы

Работа с мячом
7.

8.

9.

10.

Фитбол-гимнастика
Закрепление
и
отработка
изученного материала

Итоговое занятие
Итого:

8

1

7

Тестирование по
определению уровня
сформированности
знаний по теории
программы

8

1

7

Педагогическое
наблюдение
Котрольное занятие,
соревнования;
педагогическое
наблюдение

14

1

13

1

0

1

72

9

63

Содержание программы
(ознакомительный уровень)
Вводное занятие.
Теория:
Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами
техники безопасности, гигиены, санитарии.
2.
Подвижные игры.
Теория: Основные требования к выполнению эстафетных упражнений.
Практика: Разновидность и варианты игр, эстафет. «Веселая зарядка», «Разгрузи
машину», «Перенеси арбузы», «Пройди через обруч», «Меткие стрелки», «Быстрее, выше,
сильнее».
3.
Игровой стрейчинг.
Теория: Техника выполнения упражнений на разные группы мышц.
Практика: Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на
растяжку мышц в игровой форме: «бабочка», «сундучок», «лунатики», «неваляшка»,
«русалочка».
4.
Общая физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений на азвитие силы, выносливости,
ловкости и гибкости
1.

7

Практика: Развитие силы, выносливости, ловкости и гибкости: «ножницы»,
«велосипед», «медуза», «краб», «крокодильчик».
5.
Игрогимнастика.
Теория: Техника выполнения перестроений.
Практика: Строевые упражнения. Упражнения и игры на ориентацию в
пространстве: «Машинки», «Волшебный лес», «Птенчики в гнездышке».
6.
Танцевальная аэробика.
Теория: Теоретическое пояснение по технике выполнения основных танцевальных
шагов.
Практика: Танцевальные движения различных стилей в сочетании с аэробными
упражнениями: прыжки, подъемы ног, выпады, приседания, шаги.
7.
Работа с мячом.
Теория: Техника выполнения упражнений с мячом.
Практика: Упражнения с мячом на середине зала, по кругу, в колоннах, на
гимнастических ковриках. Работа с мячом в парах.
8.
Работа с обручем.
Теория: Техника выполнения упражнений с обручем.
Практика: Упражнения для разминки на середине, по кругу с обручем.
Игры и эстафеты.
Практика: Игры со скакалкой: «Рыбаки и рыбки», «Змейка».
9.
Фитбол-гимнастика.
Теория: Техника выполнения упражнений с фитболом.
Практика: Занятия на больших упругих мячах. Перемещение на мячах по залу.
Танцевальные движения с фитболами: «Веселая разминка», «Зоопарк», «Танец утят».
10.
Закрепление и отработка изученного материала.
Теория: Теоретический опрос по технике работы с мячами, обручами, скакалкой и
фитболом.
Практика: Работа со всеми изученными предметами, закрепление комбинаций.
11. Итоговое занятие.
Практика: Анализ работы. Открытое занятие для родителей.
2.4. Планируемые результаты
По итогам учебно-тренировочного и воспитательного процессов обучения
предполагается получить следующие результаты:
дети:

Освоят основные средства ОФП;

Повысят сопротивляемость организма к воздействию внешней среды,
укрепляюение мышц опорно-двигательного аппарата, улучшение координации движений;

Овладеют техникой основных базовых танцевальных шагов;

Применят изученные знания на практике;

Сформируют начальные познания по истории развития фитнеса, физкультуре и
спорта в России, правил фитнеса, спортивной этики и личной гигиены.

Приобретут теоретические знания по разделам теоретической подготовки, углубят
знания по основным правилам фитнес-аэробики;
8


Освоят основные элементы фитнес-аэробики (овладение танцевальными
комбинациями и упражнениями, знание связок и блоков с использованием основных
движений в танцевальном стиле);

Разовьют координацию движений рук и ног, быстроту реакции;

Научатся работать на степ-платформе, выполнять хореографические движения;

Применят изученные приемы в практической деятельности.

владеть техникой базовых шагов аэробики, элементами хореографии, спортивных
игр и стретчинга;

согласовывать движения с музыкой;

выполнять упражнения на координацию;

адекватно воспринимать свое тело и грамотно распределять свою физическую силу;

работать с предметами: мяч, обруч, скакалка, фитбол.
Результатом образовательной деятельности детей по программе «Детский
фитнес», являются показатели, характеризующие оздоровление и развитие детей:

сформирование правильной осанки;

развитие чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;

снижение заболеваемости детей, посещающих занятия;

сформирование стойкого интереса к занятиям физической культурой;

сформирование интереса к собственным достижениям;

сформирование мотивации здорового образа жизни;

умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание);

развитие произвольной памяти;

развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства при помощи
танца.
Личностные:
- будут сформированы навыки личностных качеств, таких как взаимовыручка,
ответственность,
трудолюбие,
дисциплинированность,
целеустремленность
и
взаимоотношения в коллективе со сверстниками и педагогами;
- будет развиты нравственные и волевые качества (решимость, смелость, чувство
коллективизма, взаимовыручка), чувство ответственности перед коллективом, умение
сопереживать и ценить товарищей;
- будут понимать ценности здорового образа жизни и стремиться следовать им, в том
числе через занятия фитнесом.
Метапредметные:
- будут развиты физические качества (сила, выносливость, координация), внимание,
умение концентрироваться;
- будут расширены двигательные навыки;
- будут получены навыки работы в группе и самостоятельно;
- будет сформирована правильная осанка, гибкость, пластичность тела, музыкально двигательные умения и навыки, эстетический вкус.
Предметные:
- получат стойкий инетерес к занятям физичекской культурой и спортом;
- будут знать основные направления фитнеса (технику базовых шагов аэробики, элементы
хореографии, подвижные игры и стретчинга) и получат практические навыки занятий
9

этими видами;
- получат представление о психомоторных навыках, способствующих занятиям фитнесом
на продвинутом уровне.
3. Организационно-педагогические условия.
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график базового уровня программы на 2023-2024 учебный
год
№ п/п

Основные характеристики образовательного процесса

1

количество учебных недель

36

2

количество учебных дней

72

3

количество часов в неделю

2

4

количество часов

72

5

Недель в первом полугодии

17

6

Недель во втором полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

1.01.2024 - 08.01.2024

9

выходные (праздничные) дни

7 января - Рождество
Христово; 23 февраля
- День защитника
Отечества; 8 марта Международный
женский день; 1 мая Праздник Весны и
Труда; 9 мая - День
Победы; 4 ноября День народного
единства.

10

окончание учебного года

01.09.2022

31 мая 2024 г.

3.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение является одним из условий успешной организации
занятий по детскому фитнесу.
Для реализации данной программы необходимы:
Дорожки для профилактики плоскостопия
10

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Дуги для подлезания
Гимнастические скамейки
Гимнастические палки
Скакалки
Тренажеры различного вида
Гимнастическая стенка
Мячи разных размеров
Обручи большие и маленькие
Набивные мячи
Мешочки для метания
Дорожка здоровья
Кубы
Диски здоровья
Музыкальный центр
Игрушки и оборудование позволяют разнообразить и повысить эмоциональность не
только отдельных спортивных упражнений и игр, но и всё занятие по фитнесу.
Количество игрушек и оборудования соответствует числу детей, одновременно
занимающихся в зале.
Кадровое обеспечение
Сведения о педагоге, участвующем в реализации программы: высшее или среднее
специальное педагогическое образование, первая или высшая квалификационная
категория по должности «Тренер-преподаватель».
Методические материалы
Общая характеристика педагогического процесса.
При организации двигательной активности детей целесообразно использование
методов:
наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и
двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и
конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных
способностей;
словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию
поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению
двигательных упражнений;
практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей,
обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на
собственных мышечно-моторных ощущениях;
игровой метод, дает возможность одновременного совершенствования разнообразных
двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на
изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы;
соревновательный метод, используется в целях совершенствования уже
приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).
Важными при организации двигательной активности детей являются
использованные при работе приёмы, в том числе:
11

Наглядные методические приемы:
зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой
демонстрации-показе педагогом образца движения или его отдельных двигательных
элементов;
в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных
ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий –
видеоматериалов, иллюстраций, фотографий, схем, картин и т. п.;
тактильно-мышечная наглядность, используется путем включения физкультурных
пособий в двигательную деятельность детей. Тактильно-мышечная наглядность
выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение
отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечнодвигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки,
вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса);
слуховая наглядность, представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей
слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный
подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.
Указанные приемы содействуют правильному восприятию и представлению
ребенка о движении, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой
регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.
Используются словесные приемы при обучении движениям, которые выражаются:
в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у
них жизненный опыт и представления;
в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет
отдельные его элементы;
в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем
движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения;
в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр
или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение
сюжета подвижной игры и т. п.;
в вопросах к детям, которые задает педагог, до начала выполнения физических
упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения
действий, при проверке имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной
игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.
Кроме того, словесные приемы заключаются также в четкой, эмоциональной и
выразительной подаче различных команд и сигналов.
При организации двигательной активности детей используются следующие
средства обучения:
оборудование физкультурного зала, тренажёрного зала и спортивной площадки;
технические средства обучения;
учебно-наглядные и учебные пособия (экранно-звуковые средства, инструкции,
наставления);
речевые, невербальные, поведенческие средства самого педагога.
Рекомендуемая структура занятия:
Занятие состоит из 3-х частей: (вводная часть, основная часть, заключительная
часть). Структура занятий разработана в соответствии с требованием физиологии и
12

гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностям работоспособности и
утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
Цель вводной части – повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их
внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части, ознакомить с теоретической
составляющей занятия. Содержанием вводной части являются: теоретический
инструктаж, строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения
для коррекции осанки.
Основная часть включает упражнения общеразвивающего характера:
теоретический инструктаж, обучение основным видам движения, подвижные игры. Такие
упражнения развивают и укрепляют мышцы плечевого пояса, живота, спины, ног. При
выполнении используются разнообразные предметы (обручи, мячи, флажки, скакалки).
Упражнения выполняются из различных исходных положений: лёжа на спине, животе,
сидя.
Далее идет обучение основным элементам детского фитнеса.
Последний элемент основной части – подвижная игра или эстафеты. Для
восстановления частоты пульса и подведение итога занятие завершается заключительной
частью, включающей в себя физические упражнения с постепенным снижением их темпа.
Методические материалы по программе:
1. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: Терра-Спорт, 2012. –
508 с.
2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего
дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.
3. Зеличенок В.Б., Спичков В.Н., Штейнбах В.Л. - Легкая атлетика. Энциклопедия. Том 2,
2013г.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 2010. – 543 с.
Электронные образовательные ресурсы:
https://resh.edu.ru
https://openedu.ru
http://dop.edu.ru
https://dop-obrazovanie.com
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Для оценки качества усвоения

теоретического и практического материала

применяется текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Формами и оценочным материалом подведения итогов реализации данной
программы являются:
- тестирование по определению уровня сформированности знаний по теории
программы (Для каждой возрастной группы педагог разрабатывает тестовые задания,
включающие вопросы по основам теоретических знаний по программе. Уровень
освоения учащимися теоретических знаний определяется по 5-и бальной системе, где 5
баллов – высокий уровень, 3-4 балла – средний уровень, до3х баллов – низкий уровень
знания теоретических основ);
13

- педагогическое наблюдение учащихся на учебно-тренировочных занятиях (в ходе
наблюдения за игрой ребят, выполнения поставленных педагогом задач на занятиях,
педагог оценивает по следующим критериям: 5 баллов - учащиеся владеют базовыми
элементами, соответственно возрастной группе и периоду обучения, ориентируются по
темпу музыки, умеют самостоятельно переключаться от одного элемента к другому,
умеют согласовывать движения с музыкой; 0 - баллов - учащиеся не владеют базовыми
элементами, не ориентируются по темпу музыки, не умеют переключаться одно элемента
на другой, не умеют согласовывать движения с музыкой);
- контрольное тестирование по ОФП (эффективность применяемых средств
по общефизической подготовке проверяется контрольными упражнениями. Учащиеся
выполняют следующие контрольные задания: бег на короткие дистанции (30,60м, 100м);
бег на длинные дистанции (1000м.); сгибание - разгибание рук в упоре лёжа; подтягивание
на высокой перекладине; поднимание туловища за 1 мин., челночный бег 3 х 10 м.
Результат определяется по сравнительной таблице. Каждый тест оценивается по уровням
(высокий, средний, низкий). Успешным считается результат, соответствующий среднему
уровню и выше);
- контрольное тестирование по СФП (контроль освоения учащимися технических
элементов фитнеса проверяется контрольными упражнениями и систематическими
визуальными

наблюдениями

за

качеством

выполнения

движения.

Используются

следующие тестовые упражнения: владение базовыми элементами, растяжка, ритм и т.д.
Каждый тест оценивается по уровням (высокий, средний, низкий). Успешным считается
результат, соответствующий среднему уровню и выше).
Формы аттестации

Итоговое занятие с опросом и практическими
заданиями.

Участие в проведении физкультурных досугов
и праздниках.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:мониторинг в конце года,
открытые занятия для родителей тетрадипоощрений, журнал посещаемости, фотографии, отзывы
родителей,
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический
материал по итогам проведения диагностики, открытое занятие, отчет итоговый, праздник и др.
Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года.
Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения программы.

14

Оценочные материалы

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и в мае).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения
ребенком

образовательной

программы

и

влияние

образовательного

процесса,

организуемого в СШ, на развитие ребенка.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития
ребенка, состояние его здоровья. Мониторинг детского развития осуществляется с
использованием метода наблюдения, диагностических методик и тестовых методов.
Диагностические тесты подбираются с учетом:


развития основных физических качеств – гибкости, быстроты, координационных

способностей;


способности детей к использованию уже известногообъема двигательных умений

и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Диагностические тесты

Чувство ритма
(смена движений в
зависимости от
смены ритма)

Координация
движений
(ходьба по
извилистой
дорожке)

Гибкость

Равновесие

Ловкость

(наклон вниз из
и.п. сидя на полу)

(стойка носок
одной ноги к
пятке другой)

(подбрасывание и
ловля мяча)

1. Чувство ритма.
Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма ):
 Высокий – соответствие движений и ритм музыки, слышит сменумузыкального
ритма;
 Средний– испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма, припомощи
взрослого исправляется;
 Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритмдвижений не соответствует ритму
музыки.
2. Координация движений.
Ходьба змейкой между расставленными кеглями (мячами) на равном расстоянии
друг от друга. Фиксируется время выполнения упражнения и количество сбитых кеглей.
3. Гибкость.
Сидя на полу, ноги на ширине плеч, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.
Дается одна попытка. Фиксируется лучший результат.
4. Равновесие.
15

Упражнение «Ровная дорожка»: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку
левой (правой) ноги, стопырасположены по прямой линии, руки — вдоль туловища.
Необходимо сохранить данную позицию в течение 15 секунд с открытыми глазами.
Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование
расцениваются как минус.
5. Ловкость.
Подбрасывание и ловля мяча: ребенок принимает исходное положение (ноги на
ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно
большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший
результат.
Тесты,

собранные

в

эту

программу,

имеют

минимум

медицинских

противопоказаний, не требуют больших временных затрат испециальных условий для их
проведения. Они просты, понятны детям, нормативны, т.е. в комплексе дают
представление об уровне развития психофизических качеств и психомоторного развития.

16

Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, используемая при составлении программы:
1. Галанов В. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. – М.:
Речь, 2010г.
2. Волошина Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников.
Волгоград.: Издательство «Учитель», 2013г.
3. Торчкова Т.Ю. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного
17

возраста с практикумом. М.: Академия, 2014г.
5. Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве.Методические
рекомендации./ Под ред. Т.Б. Деркач. М.: Дрофа, 2014г.
6. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2012г.
7. Физическая культура от трех до восемнадцати лет: учеб.-метод. Пособие. – Серия
«Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». М.: Центр
«Школьная книга», 2011г.
8. Литвинова О.М. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений и игр по
профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей. – Волгоград, Учитель, 2016.
9. Кузьмина С.В., Сайкина Е.Г., «Танцы на мячах», Издательство РГПУ им. Герцена, СПб,
2013г.
10. Е.В.Сулим, Детский фитнес, ТЦ «Сфера»,2014г.
11. Арнольд, Нельсон Анатомия упражнений на растяжку / Нельсон Арнольд. - М.:
Попурри, 2014
12. Зайдов, Андрей Секреты здорового образа жизни / Андрей Зайдов. - М.: Drugoe
Reshenie, 2014
13. Ковачева И.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ.
Учебно-методическое пособие / Коломна, 2012г.
14. Мартынов А.А. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ В
ШКОЛЕ // Успехи современной науки. 2016г.
15. Пармузина Ю.В., Горбанева Е.П. ОСНОВЫ ФИТНЕС-АЭРОБИКИ. Волгоград, 2011г.
Литература для учащихся и родителей:
1. Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. – М., 2004г.
2. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты / Л.П. Фатеева. –Ярославль, 2005г.
3. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек / С.О. Филиппова – СПб., 2001г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».