Методика развития координационных способностей у волейболистов
07.03.2020
Выполнение
любого технического приема строится на основе старых координационных связей.
Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем
успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно
изменяющихся ситуациях.
В
связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это
обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие
координации.
При
развитии координационных способностей необходимо выполнять следующие положения:
-
упражнения на развитие координационных способностей требуют повышенного
внимания, точности движений, и поэтому лучше всего проводить их в начале
основной части тренировки;
-
упражнения в каждом учебно-тренировочном занятии должны быть в достаточной
степени трудны в координационно-двигательном отношении (изменение исходных
положений, усиление противодействий, изменение пространственных границ,
скорости или темпа движений, переключение с одного движения на другое и т.д.);
-
объем упражнений и длительность серий в рамках одной тренировки должны быть
небольшими, т.к. большой объем и длинные серии быстро утомляют нервную систему,
в результате чего снижается тренирующее воздействие;
- дети гораздо быстрее, чем взрослые, овладевают навыками, поэтому в юном возрасте необходимо развивать общие координационные способности с помощью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих, гимнастических и легкоатлетических упражнений, выполняемых в необычных условиях, на местности и т.д.
Для
развития координационных способностей используют самые разнообразные
упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся
ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Всесторонняя физическая
подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общих
координационных способностей), на основе которых развивается способность к
освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальные
координационные).
Примерные
упражнения для развития ловкости:
·
Бег через барьеры различной высоты.
·
Бег на скорость различными способами с
изменением направления.
·
По наклонной лестнице взобраться вверх
на четвереньках.
·
Пролезть между рейками лестницы.
·
Вращение мяча на шнуре на разной высоте
- подныривание, перепрыгивание под шнуром и через шнур.
·
Кувырок через плечо, через голову
вперед-назад (после кувыркания прием или передача мяча).
·
Бросок-кувырок вперед, затем прием или
передача мяча.
·
Прыжки через гимнастическую скамейку с
поворотом на 90°, 180°, 360° (после поворота прием или передача мяча).
·
Блок, поворот на 180° - прием мяча с
падением.
·
Удары по подвешенному мячу с поворотом в
прыжке на 90°.
·
Выполнение нападающих ударов «неловкой»
рукой.
Способность
расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а,
следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при
выполнении упражнений на развитие координационных способностей является
воспитание психологической настроенности на конечный результат - превзойти свой
результат в последующей попытке, результат партнера. Чтобы определить уровень
развития координационных способностей существуют контрольные упражнения. Среди
них:
1.
Старт (на расстоянии 2 м от места старта лежит набивной мяч); на бегу подобрать
мяч, нести его 3 м; далее катить его «зигзагом», огибая 4 стойки; поднять мяч,
держать в руке и бежать в противоположном направлении 2 м; далее кувырок
вперед; прыжок через банкетку (скамейку/стул); проползти под следующей
банкеткой; бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование. Общая длина
дистанции 20 м (10 м в одном направлении, 10 м в другом).
2.
Бег на ловкость по периметру одной стороны площадки против часовой стрелки.
Набивные мячи (1 кг) лежат на линии нападения: один в середине площадки, два других
- на расстоянии 1 м от боковой линии. Две банкетки стоят перпендикулярно сетке
между зонами 2-3 и 3-4 у сетки.
3.
Выполнение: старт из зоны 1 из положения упор присев: кувырок вперед; рывок до
набивного мяча; взять мяч и с разбега бросить двумя руками через сетку в зону
нападения; пролезть под банкеткой, взять второй мяч и далее те же действия, что
и в начале испытания. После броска третьего мяча через сетку - падение (перекат
на грудь - живот, бедро - спину) и финиширование бегом спиной вперед по боковой
линии до лицевой (с).
4.
На высоте 80% от максимального прыжка волейболиста и на расстоянии 80-100 см от
середины центральной линии натягивается веревочка. В центре противоположной
площадки маркируется мишень размером 1x1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков
теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие с разбега в прыжке
(количество попаданий).
5.
Волейболист имитирует блокирование, затем падение (для девочек 1 раз отжаться)
и выполняет передачу мяча (после каждого раза действий) с 8, 6, 3 м на точность
в цель, по 10 разе каждой точки. Передача мяча с оптимальной траекторией. Цель
с 8 м - диаметр 1 м, с 6 м - 0,75 м, с 3 м - 0,5 м. Мишень на стенке
(количество попаданий).